Недопустимость дробления закупок с целью «ухода»
от конкурентной процедуры
Один из принципов контрактной системы в сфере закупок – обеспечение конкуренции. Он закреплен в ст. 8 Федерального закона «О контрактной системе всфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Любое заинтересованное лицо имеет возможность статьпоставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Запрещается участниками закупкисовершать любые действия, которые приводят к ограничению конкуренции, числаучастников закупок.
Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способамзакупки и осуществляется исключительно в случаях, предусмотренных названнымФедеральным законом.
Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщикаряда связанных между собой контрактов, фактически образующих единую сделку,искусственно раздробленную для формального соблюдения специальныхограничений, дает возможность для приобретения хозяйствующими субъектаминезаконных имущественных выгод.
При этом в заключении контракта в обход процедуры торгов виновен не только заказчик, но и поставщик, так как обязанность проверять соответствие положений контракта и правовых оснований для его заключения действующемузаконодательству возложена на обе стороны договора.
Прокуратурой Архангельской области и Ненецкого автономного округа неоднократно выявлялись факты заключения государственными имуниципальными заказчиками договоров с единственным поставщиком безпроведения конкурентных процедур, путем их необоснованного дробления на несколько сделок. В связи с этим решениями арбитражного суда по искампрокуратуры они признаны недействительными и применена реституция в видеобязания поставщика возвратить денежные средства, полученные по договорам,заказчику.
К примеру, в ходе прокурорской проверки установлено, что органомместного самоуправления в обход процедуры торгов и путем дроблениязаключены договоры с организацией на выполнение работ по разработке сметнойдокументации для строительства спортивного комплекса и на оказание услуг пораспечатке такой документации на общую сумму 800 тыс. рублей, что привело кограничению конкуренции, снижению эффективности осуществления закупок,необеспечению их гласности и прозрачности.
Прокуратура Архангельской области и Нененецкого автономного округаобратилась с исковым заявлением в арбитражный суд о признании названныхсделок недействительными. Решением суда, вступившим в законную силу, искудовлетворен и исполнен. Денежные средства на сумму 300 тыс. рублей зараспечатку документации остались в бюджете муниципального образования.
По аналогичным основаниям при отсутствии надлежащего экономическогообоснования подобного оформления хозяйственных правоотношений с единственнымпоставщиком, дроблении сделок с целью ухода от процедуры торгов арбитражнымсудом удовлетворены иски прокуратуры области и округа о признаниинедействительными договоров поставки продуктов питания, технического и иногооборудования, заключенных учреждениями образования. Применены последствиянедействительности сделки, поставщики должны вернуть заказчику полученное подоговорам.
Для исключения данной проблемы необходимо обеспечить законность заключения контрактов как заказчиком, так и его контрагентом.