Разъяснение на тему: «Рассмотрение жалоб в органах прокуратуры в порядке ст. 124 УПК РФ»
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ) предусмотрен особый порядок для рассмотрения заявлений о нарушении действиями (бездействием) и решениями органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов прав и интересов участников уголовного судопроизводства.
В современном досудебном производстве предусмотрены различные процедуры рассмотрения жалоб: обжалование прокурору (статья 124 УПК РФ), обжалование руководителю следственного органа (статья 124 УПК РФ), судебный порядок (статья 125 УПК РФ).
Альтернативность обжалования предоставляет заявителю по своему усмотрению выбрать должностное лицо или орган, к которому обратиться за восстановлением своих нарушенных прав, что является важнейшей составляющей свободы обжалования.
При направлении жалобы прокурору заявителю необходимо указать ФИО, почтовый адрес для направления ответа, реквизиты обжалуемого решения (кем и когда оно вынесено), а также в чем выражается его несогласие с действиями (бездействием) или решением указанных должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 124 УПК РФ прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит обоснованное постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
Если заявитель не согласен с принятым решением, он может обратиться с жалобой к вышестоящему прокурору или в суд.